Цель ролевой игры - сгладить трудности перехода ребенка во взрослую жизнь. Считается, что к началу переходного возраста ребенок должен примерить на себя все широко известные взрослые роли, попробовать себя и в кулинарии, и в медицине, побывать и в роли полицейского, и в роли мастера на все руки.
Причем и для девочек и для мальчиков от 3 до 7 лет не существует четкой градации - во что играть. Мальчики с удовольствием могут поиграть в девчачьи сюжетно-ролевые игры, а девочки - в игры для мальчиков. Уже позже дети начинают разграничивать игрушки по половому признаку, и начинают играть в "своё". При этом оставляют пространство для того, чтобы поиграть вместе, таким образом копируя семейную взрослую жизнь уже в младшем возрасте. "Дочки-матери" - самая известная ролевая игра старшей группы детей на эту тему.
Есть также множество игр, в которые важно играть и девочкам и мальчикам - поиграть в доктора, или убраться дома с помощью игрушечных наборов для уборки - важно давать попробовать ребенку абсолютно всё.
Если вашему ребенку повезло, и у вас, как у родителей, есть возможность уделить много времени игре с ребенком, вы можете самостоятельно из любых подручных средств сделать игрушечную парикмахерскую, детский кухонный набор и прочие важные для развития игрушки. Но проще, конечно, купить уже готовые наборы, которые и по функционалу и по красоте в 99% случаев будут превосходить изделия, созданные своими руками.
Цели и задачи сюжетно-ролевых игр по возрастам
Младшая возрастная группа, 3-4 года
- Увеличение повседневного словарного запаса
- Развитие навыков играть по правилам, следовать сценарию ролевой игры
- Развитие абстрактного мышления - ребенок должен учиться придумывать на ходу сценарий своей роли в вымышленной ситуации
Младшая возрастная группа, 4-5 лет
- Вовлечение в социальную жизнь общества - знакомство с общепринятыми правилами поведения на дороге, в транспорте, в гостях, в лифте, в магазине и пр.
- Навык принимать важные решения - распределять роли по сценарию, определять - какие игрушки и предметы требуются для той или иной роли или ролевой игры
- Умение общаться со сверстниками, строить диалог, играть в команде
Средняя возрастная группа, 5-6 лет
Старшая возрастная группа, 6-7 лет
- Включение в игру умений и навыков, который дети получают параллельно в группах дошкольного развития - игра на музыкальных инструментах, лепка, элементы спортивной борьбы, пение, танцы, рисование и пр.
-
Совместная со взрослыми работа по изготовлению аксессуаров для игры в различные профессии - доктора, продавца, фотографа, полицейского, космонавта и так далее. Если самостоятельно изготавливать некогда, очень пригодятся детские игровые наборы для ролевых игр